Обучение дайвингу, прокат снаряжения, забивка баллонов: Шелпаков Андрей
Продажа снаряжения, клубные встречи по средам с 19 часов:
г.Тюмень, ул. Республики, 171/2, Домнин Владимир +7(912)995-2805
Сервисный центр: Строков Андрей +7(9044)92-3264

Пещеры Сардинии. Август 2009.

2009-08-14 Автор: Ach

Я побывал в пяти пещерах, и во все эти пещеры вход с моря. 5 - 10 - 20 мин от порта на Зодиаке, насколько возможно быстрые сборы, под палящим солнцем Италии. Хотя есть зонтики, но они на меня почему-то не отбрасывают тень- ЖАРКО!!! В одевании на Зодиаке, кроме жары есть и другие…м-м-м… тонкости – ограниченность пространства и куча загруженного снаряжения не располагает к широте движений. И в таких условиях, как-то не обычно производить все манипуляции связанные с пис- клапаном, иногда стоя плечом к плечу с барышней, отвернувшись от нее только на пол-оборота. Хотя это вносит определенный колорит в процесс одевания - подсоединение оного происходят быстрее :-).

Пещера - Cala Luna

Ныряем втроем –я, Гюнтер- немец, мужик под 2м ростом, лет этак 50-55 и Бруно наш гид. План первого дайва простой. Идем по основной линии, проходим несколько двойных стрелок, два Т-перекреста, достигаем 1/3 газа разворачиваемся и идем домой. Итак… Входим в пещеру. Отвлекусь не надолго…Вообще Пещеры все разные и не только здесь, а вообще. Бывают похожие, но обязательно у каждой свой характер, своя красота. Эту я бы назвал…может Скромная. С поверхности не скажешь, что там может быть такой широкий вход, просто огромный. Но потом он сужается (вертикальной расщелиной) до ширины выставленных локтей, плавно уходит вниз. Через 20-30 метров видимость падает, входим в «молоко». Что это такое и чем образовано для меня осталось загадкой. Дальше, в глубине пещеры, такого « тумана» нет. Забегая вперед, скажу, что и в других пещерах было такое «молоко» где-то больше где-то меньше, но обязательно всегда начиналось на входе. И это, мне кажется не связано с границей морской-пресной воды, т.к. эта граница с галоклинами начинается дальше от входа. Скорее всего это спровоцировано какими-то микроорганизмами… Далее ход расширяется до 3-5 м. и более. По ширине как Джинни, только потолок повыше. По цвету пещера тоже напомнила Джинни. Течение…??? Мне не попадалось. Кстати, в других пещерах я тоже не наблюдал течений, хотя один раз мне говорили, что возможно… «легкое дуновение» Улыбка Прозрачность воды не идеальная, но достаточная для того чтобы хорошо осмотреться. Вглубь пещеры видимость улучшается. Глубина постепенно увеличивается, максимальная на точке поворота 34 метра. Повернули на 35 минуте, общее время 77мин.

Второй дайв был тоже в этой пещере. Но маршрут немного другой. Решили дойти до первого Т-перекрестка, уйти по нему налево. Он дальше выходит Т-перекрестком на основной ходовик, получается собственно круг. Труба вверх- вниз, напоминает горки в аквапарке, есть галоклины. Глубина макс 19м, время дайва 75мин. Ход после поворота на Т-перекрестке напомнил мне ход в конце золотой линии в Джинни Спрингз. Максим и ARY наверно помните? Мы делали там тоже джамп влево, планируя выйти в конец золотой линии. Вот здесь примерно такой же ход, но немного пошире и повыше. И тоже очень впечатляет!!!

Пещера Del Fico…

Эта пещера светлая, местами белая. Показалась мне веселой, но с норовистым характером. Такие спуски подъемы как на американских горках я не видел еще нигде…Первый «крендель» в начале пути, где-то минуте на 10, петля и в горизонтали и в вертикали уходит с 6 до 14м. После нее ход с постепенным подъемом. А потом самый красивый, на мой взгляд, спуск метров с 8 до 22 в почти идеально круглую…трубу или шахту (не знаю как лучше ее назвать), идущую вертикально вниз. Ух, дух захватывает! После нее длинный горизонтальный ход с постепенным подъемом до 6м. Очередная «труба» - вертикальный ход вниз до 14м. И дальше опять длинный горизонтальный ход и опять спуск с поворотом до 27 м. и снова горизонтальный ход. КРАСОТА!!! На 40 минуте развернулись, пошли домой. Потом я еще раз был в этой пещере. И в тот раз мы сделали джамп влево, хотели дойти до сухого зала. Ход был такой узкий, что ненамутить было не возможно. И к тому же Гюнтер, я писал, здоровый мужик не смог протиснуться ч/з очередную узость. Возвращались на основной ходовик в полной мути, даже руки свои не было видно.

Пещера Bel Torrento

Пещера – Добрая. Были вдвоем с Бруно, взяли с собой по стейджу. Глубина не превышала 12 метров. А треть вообще с воздушными карманами и не большой глубиной. План простой - дойти до второго Т-перекрестка, уйти налево. Дошли, ушли, вернулись. Час в глубину пещеры, час назад. По дороге видели кости, черепа животных. Потом узнал у Бруно, что это видимо это морской котик или кто-то еще из его рода. Сама пещера скутерная. И это мягко сказано. Здесь, по основному ходовику, можно гонять на скутерах и вдоль и поперек и вверх, вниз, и еще как угодно. Ширина, высота местами даже больше чем в Ординской в районе развилки. Есть галоклины, температура 15градусов. Кстати, температура во всех пещерах не опускалась ниже, но за 1,5 -2 часа дайва я замерзал конкретно. Пришлось дополнительно под свою тонкую поддеву ( Weezle Compact) одевать еще тонкое термобелье. В этой пещере я был еще два раза. Оба раза мы доходили до сухих залов, один раз делали джамп налево, один раз направо. Из этих сухих залов, говорят, есть выходы на поверхность. Под водой идти до них около 50-55 минут. Очень интересный дайв был когда мы уходили направо. Т.к. мы были вдвоем с Грегором, (инструктор клуба, молодой парень) решили сделать необычный дайв, с не обычным маршрутом. Взяли по стейджу. Минуте на 25 дошли до нужного места, бросили стейджи, сделали джамп направо и еще почти 40 мин шли до сухого зала. Ход низкий, но спарка проходит почти везде нормально, и широкий иногда можно идти рядом, очень помогает в галоклинах. А вот в конце ходовика, перед выходом в сухой зал есть хорошая такая узость. Грегор в полусухом костюме, пролез как-то быстро, он местный, знает фарватер :-). А мне пришлось помучаться немного. Во-первых, видимость после его пролаза на брюхе стала почти нулевой, мне пришлось наощуп искать подходящее место. Нашел, спарка, кажется, вот-вот пройдет, а клапан поддува сухаря не хочет пролазить. На выдохе постарался сделаться плоским как только смог и… удача - пролез!!! Мы планировали снять спарки, погулять немного по пещере. Но мне сегодня досталась опять, уже второй раз, спарка на которой травит левый вентиль. Откуда-то из-под барашка идут пузыри. И когда я пытался протиснуться, видимо задел вентилем потолок, он начал травить, и прилично так… Закрыл, результат никакой – травит. Начал потихоньку открывать, прислушиваться… в каком- то положении пузыри почти прекратились, по крайней мере, я перестал их чувствовать через 5мм неопреновую перчатку. Всплыли, обсудили ситуацию, решили не тратить время и воздух, а идти обратно. Обратно дошли без происшествий. Даже узость со второго раза как-то… быстрее «прошлась» :-) Общее время ок. 2часов. Глубина макс 14метров.

Пещера Bue Marino.

5 мин. на Зодиаке от порта. В эту пещеру привозят туристов. Мы зашли в воду правее пирса. Пронырнули, всплыли в пещере. Проверились, и пошли под скалу, где заканчивается туристический маршрут. Шли около 30 мин в "тумане". Потом как здесь «принято» несколько галаклинов, вышли в чистую воду. Дошли до конца основного ходовика, сделали джамп влево, перешли на другой ходовик. И еще несколько минут. Вся дорога туда заняла чуть больше часа. И вот конец ходовика!!! Всплываем, осматриваемся. Зал огромный. Плывем по поверхности до берега, выходим, раздеваемся, снаряжение оставляем, берем фонари. Бруно в качестве экскурсовода проводит пешую экскурсию. Проходим в глубь пещеры, спускаемся по веревкам к другому озеру. Оно узкое и длинное около 100 метров в длину. Берега высокие, по ним не пройти, плывем по озеру до места, где можно выйти. Выходим на берег, осматриваемся. Красота!!! А какие объемы!!! Сталагмиты, сталактиты, кристаллы, чего здесь только нет!!! Таких причудливых форм и ходов я еще не видел. Поднимаемся вверх по широкому «коридору», во время дождей здесь идет поток- «Труба» в диаметре ок3метров. Дошли до сифона, можно пронырнуть и дальше выйти в сухую часть (может в следующий раз попробую). Дошли до места где команда из Чехословакии оставили кирку и два пластиковых ведра. Они, как я понял, и открыли эту пещеру годах в 80 прошлого века, разделившись на две команды. Одни пошли сверху, другие как мы под водой и встретились в глубине пещеры. Немного непривычно видеть эти предметы цивилизации, когда уже осознал, что ты хрен его знает где под землей… «Гуляли» мы около 2 часов, может чуть больше. Во время прогулки пришлось преодолевать различные преграды, переплывать озера, лазить по веревкам, карабкаться на четвереньках по узким ходам и прыгать с высоких берегов в воду (т.к. забираться на эти берега оказалось проще чем спускаться) Уходить не хотелось, но надо…Вернулись на берег нашего озера, отдохнули 15 мин, оделись и в обратный путь. Подводная часть маршрута заняла около 2 часов. Общее время где-то около 4,5 часов.

Пещера Grotta Euphorie

Суровая пещера, но красивая. Вход на 6 метрах и постепенно глубина понижается. Мы дошли на 30- 35 мин до Т- перекрестка, глубина составляла 42метра. Направо уходит узкий ход, который заканчивается ( точно не уверен) сухим залом. И он, по-моему, даже в сайдмаунте трудноват. Направо обычной ширины – высоты. Но мы туда не пошли, вернулись назад. Все дайвы мы ныряли на воздухе, поэтому в этот раз немного вставило. :-)

В заключении моей писанины…

Во всех этих пещерах еще места где еще можно "порыться", особенно в конце Bue Marino, в сухой части много других водоемов, сифоны. В целом, мне понравилось, и организация, и сами организаторы – молодцы ребята. Я получил то, для чего приезжал. А вот с «береговыми» развлечениями здесь трудновато. Один раз мы брали зодиак на прокат ( лицензия на вождение не нужна, стоимость 170 евро на весь день) объехали все побережье, все пляжи. Красивые места!!! А какая вода прозрачная!!! Вообще видимость не хуже Красноморской, а может даже и лучше… И еще нам повезло. Работники отеля, где мы остановились с женой и младшим сыном, стараясь сделать нам приятное пригласили работницу информационного бюро этого городка - зовут Марта, она говорит немного по русски. Мы договорились, что она покажет нам Сардинию. И пару дней мы посвятили экскурсиям. Не буду описывать все места, где мы были, остановлюсь на одном. Там есть в горах источник, исток реки название не помню, снабжает поселки региона водой. Так вот местные кейв-дайверы ныряли в этот источник. Дошли до 107 метров, но дна, как я понял, пока не достигли. Так что есть чем заняться еще. :-)

Обсудить на форуме: Пещеры Сардинии. Август 2009.

Дополнительные ссылки по теме: http://dive-tyumen.ru

Другие впечатления, полный список статей: Рассказы и фототчеты тюменских дайверов

Rambler's Top100 Экстремальный портал VVV.RU WebDive. Top100
Мультиварки-скороварки в Интернет магазине "Мама-Повар"
Художественная Школа для Взрослых г.Тюмень
Idea: Dali; Design: Nata; Html and Programming: Redwire;
© Дайвинг Клуб "Морской Ёж", Россия, Тюмень, 2008 г.