Обучение дайвингу, прокат снаряжения, забивка баллонов: Шелпаков Андрей
г.Тюмень, ул. Одесская, 7, тел. +7(9044)92-4395, +7(9044)95-7774
Продажа снаряжения, клубные встречи по средам с 19 часов:
г.Тюмень, ул. Республики, 171/2, Домнин Владимир +7(912)995-2805
Сервисный центр: Строков Андрей +7(9044)92-3264

Антарктика. о. Кинг-Джордж

* Общая информация
* География
* Климат
* Население
* Достопримечательности
* Дайвинг места
* Связь
* Визы и оформление
* Посольство
 
   

   

*Общая информация:

Антарктика - Antarctica

Путешествия в Антарктику - уже давно реальность. Дайвинг также возможен но требует специальной подготовки.

Самый холодный, самый ветреный, самый резкий и самый отдаленный континент в мире. Сравнивать Антарктиду с какими-то земными местами невозможно, берите выше, гораздо выше, это нечто космическое или и есть сам космос. По крайней мере, именно здесь точка соединения всех земных меридианов и южный полярный круг, южнее которого солнце не поднимается над горизонтом во время зимнего солнцестояния и не заходит за горизонт во время летнего.

Антарктида - единственное место на Земле где нет государственных границ, не требуются въездные визы, никому не интересны Ваши анкетные данные и количество браков.
Антарктида - Это точка соединения всех земных меридианов, бесконечные просторы и вечные льды, толщиной до 3м.
Ни одна страна мира не имеет никаких прав на Антарктиду.
В 1959 заключен Международный договор об Антарктике, который определяет современное правовое положение Антарктики, использование земель только в мирных целях, свобода научных исследований,
запрет на ядерные взрывы, удаление ядерных отходов.

Первооткрывателями шестого континента - Антарктиды, были русские мореплаватели Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев, это было 28 января 1820 года.
На небольших шлюпках "Восток" и "Мирный" они пробились сквозь ледяные глыбы и открыли то, что ныне называют Антарктидой. Они прошли вокруг всей Антарктиды, открыли остров Петра I и Землю Александра I.

В своем стремлении достичь Антарктиды, человечество всегда проявляло чудеса настойчивости и выносливости. Чего только не выдумывали человеческие умы, дабы попасть в край загадки и вечного льда –дирижабли, воздушные шары, пароходы, самолеты, собачьи упряжки, лыжи, наконец и многое другое. В чем же причина такого стремления, тем более в наше время, когда неискушенных цивилизацией и избалованных сервисом туристов отыскать крайне сложно. Хотя, возможно отсутствие всего этого, как раз и есть настоящая непревзойденная экзотика.

Наверх

*География:

Общая площадь Антарктики - 14,250,000 км

Антарктика - это южная область земного шара, включающая Антарктиду и прилегающие к ней участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов до Южного полярного круга, а также острова: Южная Георгия, Южные Сандвичевы о-ва, Южные Оркнейские о-ва, Южные Шетландские о-ва и другие.
Антарктика - самый высокий материк на Земле. Наибольшая высота - 5140 м. (массив Винсон в горах Элсуорт). 5 сентября 2006 года премьер-министр России Михаил Фрадков подписал постановление о присвоении наименований ряду географических объектов, расположенных в Антарктиде. Безымянная горная вершина массива Винсона высотой 4600 метров получила название "Пик Ямал". Своим именем снежная высотка обязана ямальскому альпинисту Владимиру Пушкареву, который в прошлом году установил на вершине горы флаг ЯНАО.

Около 98% территории покрыто льдом (90% льда на планете расположено именно в этих ледниках - 70% пресной воды Земли), средняя толщина ледников - 1720 м., наибольшая - свыше 4300 м.

Только 2% территории материка не покрыты льдом - в западной части и Трансантарктических горах.

Антарктида подразделяется на две крупные части, различающиеся по геологическим особенностям рельефа. Восточная часть занимает большую часть материка и имеет форму полукруга. На суши её ограничивают Трансантарктические горы, простирающиеся от мыса Адэр до Земли Котса. Западная часть Антарктиды имеет меньшую площадь, и значительную её часть занимает Антарктический полуостров.

Антарктида характеризуется минимальной сейсмической активностью.

Наверх

*Климат:

Не стоит подробно описывать суровый климат Антарктиды, где господствуют низкие температуры, сильнейшие ветра, бури и т.п.
Среднегодовые температуры в различных частях Антарктиды:
- Советское плато –(самая холодная часть Антарктиды) - ниже -56 градусов С;
- станция "Восток" - абсолютный минимум - 89,2 С ниже нуля;
- в прилегающих к Антарктиде районах шельфовых морей средние температуры самого теплого месяца - +10 градусов С, самого холодного - от 0 С до -10 С.
Материк и близлежащие острова имеют покровное оледенение.

В Антарктиде, как нигде на Земле, виден темп ускорения глобального потепления. Исследователи опубликовали отчеты, в которых говорится, что процесс идет гораздо быстрее, чем этого ожидают ученые. Основываясь на исторической статистике и проведения анализа изменения температур за последние несколько десятков лет, установили, что за последние 30 лет среднегодовая температура в Антарктиде повышалась в три раза быстрее, чем по всей планете (американский журнал The Science). За последние три десятилетия в районе Антарктики повышение температуры за каждое десятилетие составляло от 0,50 до 0,75 градусов. В то же время, в среднем на Земле за аналогичный период потепление достигало в среднем 0,2 градуса. Ученые признали, что пока точно не знают, почему глобальное потепление больше всего влияет именно на Антарктику. Наиболее быстрые темпы потепления ученые отметили на высоте пяти тысяч метров над Антарктидой. В целом, за последние 50 лет среднегодовая температура в Антарктиде стала выше на 2,5 градуса.

Наверх

*Население:

Антарктика - единственный материк, не имеющий коренного населения.

Наверх

*Достопримечательности:

Антарктику ежегодно посещают около 6 000 туристов. Большинство из них направляется на Антарктический п-ов, где существуют туристическая база и аэродром. Большинство туристов совершают антарктические круизы на кораблях. Одна из увлекательных экскурсий - полет на авиалайнере над территорией Антарктики.

Флора и фауна Антарктики более многочисленна, чем можно было бы ожидать при данном климате: сотни разновидностей морских водорослей, морские жемчужницы, около 350 разновидностей лишайника, до 100 разновидностей мха и даже два вида травы. Здесь сезонно живут приблизительно 45 разновидностей птиц, и только некоторые из них, главным образом пингвины и поморники, гнездятся непосредственно на материке и разводят здесь птенцов. В прибрежных водах живут многочисленные рыбы, морские млекопитающие и сотни разновидностей морской птицы.

В настоящее время в Антарктиде работают 5 российских постоянно действующих станций: Мирный, Новолазаревская, Беллинсгаузен, Восток и Прогресс. Каждая существующая научная станция невольно превращается персоналом в выставку достижений науки страны и можно в неформальной обстановке пообщаться с учеными-полярниками.

Станция Восток. Основана 16 декабря 1957 г.
780 28'- широта, 060 49'- долгота, от 8 до 34 человека зимов. персонал.
Эта внутриконтинентальная научная станция расположена на равнинной снежной поверхности ледникового плато Восточной Антарктиды на высоте 3488 м над уровнем моря, на расстоянии 1410 км от Мирного. Наименьшее расстояние от побережья - 1250 км. Толщина лед- никового покрова в данном районе составляет 3700 м, мощ- ность снежно-фирновой толщи - около 130 м. Ложе ледника под станцией находится на отметке примерно 200 м ниже уровня моря. Район станции отличается ясной малооблачной погодой с очень низкой температурой воздуха в течение почти всего года. Средняя годовая температура воздуха - 56 'С, максимальная - 13,6 'С, минимальная - 89,2 'С (абсолютный минимум, зарегистрированный на поверхности земли). Средние месячные температуры за период апрель - сентябрь ниже - 60 'С. Средняя годовая скорость ветра 5 м/с, максимальная- 25 м/с. Преобладающее направление ветра запад-юго-западное. Сильные ветры, а также метели в районе станции отмечаются редко. Полярная ночь длится почти четыре месяца, с 24 апреля до 20 августа. Впервые этот район был посещен 24 февраля 1956 г. советскими исследователями. Беспосадочный полет из Мирного до точки 78' ю. ш., 106' в. д. и обратно был совершен участ- никами 1-й САЭ. Самолет пилотировали И. И. Черевичный и Г. В. Сорокин, штурманом был Д. Н. Морозов. На борту само- лета находился начальник экспедиции М. М. Сомов. Станция Восток была открыта в конечном пункте маршрута, пройденного санно-гусеничным поездом, возглавлял который начальник 2-й САЭ А. Ф. Трешников.
Официальной датой ее открытия считается 16 декабря 1957 г., день, когда санно-гусеничный поезд достиг намеченной цели. Свое название станция получила в честь флагманского судна Первой русской антарктической экспедиции шлюпа <Восток>.
Основными сооружениями станции до 1962 г. являлись шесть щитовых домиков на санях (балков) площадью около 12 м каждый. Пять из них были соединены крытым тамбуром площадью 55 м. 8 этих домиках размещались электростанция, радиостанция, кают-компания с судовым камбузом, жилые и служебные помещения.
Здесь же находились баня, продовольственный и хозяйственный склады и т. п. В шестом домике, стоявшем отдельно, был установлен аэрологический радиолокатор. Кроме того, в этом домике было оборудовано жилое помещение.
Для магнитных наблюдений в 60 м от станции в толще снега на глубине 1,7 и 3,2 м были построены два павильона, для выпуска радиозондов - аэрологический павильон с газогенераторной.
За время своего существования станция Восток постепенно расширялась и реконструировалась. 21 января 1962 г. в связи с трудностями в снабжении она была законсервирована, и в течение года (до 25 января 1963 г.) работы на ней не проводились. Расконсервацию станции выполнили участники 8-й САЭ под руководством В. С. Сидорова.
12 апреля 1982 г., когда мороз достигал почти - 70 'С, загорелась дизель-электростанция. Несмотря на отчаянные попытки небольшого коллектива, возглавляемого П. Г. Астаховым, спасти ее не удалось. Станция на полюсе холода осталась без тепла и света. Перестали работать научные приборы, оборудование и, что самое неприятное, радиостанция.
Не теряя времени, полярники быстро запустили маленький резервный движок. Наладив радиосвязь, они сразу же сообщили о случившемся в Мирный и Молодежную, где находилось руководство экспедицией. Затем изготовили печки-капельницы, в которых в качестве топлива используется соляр, а из имевшегося на станции парафина стали делать свечи.
Нелегко дались <восточникам> долгие зимние месяцы. За проявленное мужество все участники этой зимовки получили правительственные награды.
Участники 28-й САЭ доставили на полюс холода строительные материалы и необходимое оборудование и восстановили станцию, которая снова стала работать по полной программе. На новой электростанции установили три дизельгенератора мощностью 72 кВт каждый.
Из наземного транспорта на станции Восток имеются тяжелые гусеничные тягачи, бульдозеры и другие машины.
Водоснабжение осуществляется путем растапливания снежных блоков, заготавливаемых в летнее время. Обогрев большей части жилых и служебных помещений производится с помощью центрального водяного отопления.
В качестве теплоносителя используют воду, которая циркулирует в системе охлаждения дизелей, дополнительно нагреваемую выхлопными газами.
Все необходимое для жизни и работы доставляется на станцию Восток из Мирного на самолетах и санно-гусеничных поездах.
Как и обсерватория Мирный, станция Восток является базой для полевых маршрутных исследований.

Станция Восток-1.
широта - 720 09', долгота - 960 34' в., 8 человек персонала.
Эта внутриконтинентальная станция была расположена на равнинной снежной поверхности ледникового покрова Восточной Антарктиды в 620 км к югу от Мирного на высоте 3252 м над уровнем моря.
Толщина ледникового покрова в данном районе составляет 2900 м. Средняя годовая температура воздуха - 47,4 'С, максимальная - 24,4 'С, минимальная - 73,3 'С. Средняя месячная скорость ветра 5,3 - 8,1 м/с, максимальная - 22 м/с.
Ветер отличается большой устойчивостью и дует почти исключительно с юго-востока. Полярная ночь длится с 15 мая по 27 июля.
Сооружения станции состояли из четырех балков, в которых были оборудованы радиостанция, электростанция, кают-компания с камбузом и жилое помещение.
Балки были поставлены таким образом, что между ними образовалась небольшая прямоугольная площадка, куда выходили двери всех домиков. Над площадкой была сделана фанерная крыша, на снежной поверхности были уложены брусья и настлан пол. Образовавшийся внутренний тамбур служил складом угля, оборудования и продовольствия.
Пятый балок с радиолокатором находился в 50 м к востоку от остальных. В 60 м к северу от первых четырех балков был построен аэрологический павильон. Электростанция была оборудована дизель-генераторами мощностью 12 и 24 кВт.
К месту, где была создана станция Восток-1, санно-гусеничный поезд пришел 18 марта 1957 г. 12 апреля здесь начали выполняться метеорологические наблюдения. Позднее были развернуты аэрологические, актинометрические и гляциологические исследования, предусмотренные программой МГГ'.
1 декабря 1957 г., после восьми месяцев работы, станция Восток-1 перестала существовать. Ее перевезли в район геомагнитного полюса, где была открыта станция Восток.
Персонал станции Восток-1 состоял из восьми человек, работавших во главе с географом В. Г. Аверьяновым.

Обсерватория Мирный.
широта - 660 33', долгота 930 01' в., от 43 до 169 человек зимовочного персонала
Это самая старая из существующих на ледяном континенте советских научных станций. Oна была открыта участниками 1-й САЭ 13 февраля 1956 г.
Научный поселок расположен на берегу моря Дэйвиса (Индийский сектор Южного океана) на небольшом выступе, получившем название полуостров Мирный.
Обсерватория находится на высоте 35 м над уровнем моря. Большую часть года море в районе Мирного покрыто припаем, ширина которого к концу зимы достигает 30 - 40 км.
К востоку от обсерватории расположен выводной ледник Хелен, поставляющий морю небольшие айсберги. В летнее время, когда море освобождается от припая, они дрейфуют вдоль берега с востока на запад.
На территории научного поселка толщина поверхности ледникового покрова составляет 80 - 100 м. К югу от станции она начинает плавно увеличиваться и на расстоянии 100 км от Мирного превышает 1,5 км.
Полоса прибрежного ледникового покрова шириной 50 км разбита трещинами. Участники 1-й САЭ нашли в данной зоне безопасный проход и обозначили его вехами. По этому узкому коридору проходит дорога в глубь континента, в частности, на станцию Восток.
Отклонение от нее грозит гибелью, поэтому время от времени, когда вехи заносятся снегом, их восстанавливают.
Для побережья в районе Мирного характерны устойчивые по направлению частые и сильные ветры, а также отрицательная температура воздуха в течение почти всего года.
Средняя температура воздуха - 11,3 'С, максимальная 9 'С, минимальная - 40 'С. Средняя скорость ветра составляет 11,4 м/с, максимальная - 56 м/с. Преобладают ветры восточно-юго-восточного направления.
В течение года в районе обсерватории в среднем насчитывается 204 дня, в которые скорость ветра превышает 15 м/с. Штормы и ураганы, сопровождающиеся сильными метелями, наиболее часто бывают в зимний период. Поскольку обсерватория находится у полярного круга, полярной ночи здесь не бывает, полярный день длится в этом районе около месяца (с 10 декабря по 10 января).
При создании обсерватории в 1956 г. было построено двенадцать стандартных щитовых домов, поставленных на фундаменты из стальных ферм. Кроме того, было сооружено несколько специальных служебных помещений для хранения продовольствия и имущества, размещения научной аппаратуры, ремонта транспортной техники и т. д.
В последующие годы здесь строились дополнительные сооружения, возводились новые дома вместо вышедших из строя, улучшалось оборудование обсерватории.
В 1964 г. в Мирном насчитывалось 42 постройки различного типа, причем восемнадцать из них использовались одновременно как жилые и служебные помещения. Большая часть построек находилась глубоко под снегом и постепенно выходила из строя, поэтому в 1973 г. началась реконструкция обсерватории.
В ходе этой реконструкции на свободных ото льда сопках Комсомольской и Радио были построены новые здания для электростанции и гаража, а также три больших двухэтажных дома, в которых разместились лаборатории, кают-компания, радиостанция и другие жилые и служебные помещения.
На вершинах сопок Комсомольской и Моренной и на одном из островов архипелага Строителей находятся топливные склады. Обогрев зданий обсерватории осуществляется с помощью электрических нагревателей. Все служебные и жилые помещения имеют телефонную связь.
Работает автоматическая телефонная станция. Для хранения замороженных продуктов оборудован склад в толще ледника на расстоянии 7 км от поселка. Для водоснабжения используются колодцы, протаянные в ледниковой толще на территории обсерватории.
Новая электростанция, построенная в 1977 г. на скальном грунте сопки Комсомольской, представляет собой здание со стальным каркасом, стены и кровля которого собраны из утепленных минеральной ватой трехслойных алюминиевых панелей.
В машинном зале электростанции установлены четыре автоматизированных дизель-электрических агрегата мощностью 320 кВт каждый. Кроме машинного зала площадью 151 м, в здании размещаются электромеханические 2 мастерские, щитовая и другие подсобные помещения.
Здесь же находятся баня и прачечная. В том же году на склоне сопки Комсомольской было построено двухэтажное здание, оборудованное для гаража и механических мастерских. Особенностью данного сооружения является то, что пол и фундамент его ледяные.
На случай выхода из строя основной электростанции в обсерватории имеется аварийная электростанция мощностью 100 кВт. Радиосвязь обеспечивается двумя радиостанциями: приемной и передающей, которые находятся на расстоянии более 0,5 км друг от друга.
В обсерватории Мирный имеется различного рода наземная транспортная техника: снегоходы <Харьковчанка>, тяжелые гусеничные тягачи, а также гусеничные транспортеры, тракторы, бульдозеры, автомобильные и тракторные краны и другие машины.
Каждый год из Мирного отправляются санно-гусеничные поезда, доставляющие топливо, громоздкое оборудование и другие грузы на внутриконтинентальную станцию Восток. Отсюда же начинаются и многие научно-исследовательские походы в глубь ледяного континента.
Поэтому тяжелой транспортной техники в Мирном больше, чем на других советских станциях. Обслуживает ее специальный транспортный отряд.
В районе обсерватории оборудована взлетно-посадочная полоса для самолетов на лыжных шасси. Как уже отмечалось, во время первых шести Советских антарктических экспедиций авиационный отряд оставался в Мирном на зиму.
Позднее он стал работать в Антарктиде только в летние сезоны. Снабжение обсерватории осуществляется с помощью экспедиционных судов, которые обычно встают на ледовые якоря в припае. Грузы на берег доставляются тракторными поездами и частично авиацией.
Иногда судам удается разгрузиться у ледникового барьера, но пока это бывает очень редко.
Систематические метеорологические наблюдения в обсерватории начались 11 февраля 1956 г., регулярные запуски радиозондов - 12 февраля, актинометрические наблюдения - 10 марта.
Регулярный прием метеорологических сводок был налажен 24 марта. С этого времени в Мирном систематически составляются и анализируются карты погоды. В конце апреля 1956 г. были проведены первые пробные ионосферные наблюдения. С мая их стали выполнять регулярно.
В июле была начата регулярная регистрация землетрясений и вариаций магнитного поля Земли. За время существования обсерватории в ней выполнялись и продолжают выполняться многочисленные и разнообразные научные наблюдения.
Начиная с 1956 г. обсерватория Мирный являлась главной базой Советских антарктических экспедиций. С 1971 г. эту роль стала выполнять станция Молодежная, преобразованная в антарктический метеорологический центр.

Станция Пионерская.
широта 690 44' долгота 950 30' в., от 4 до 5 человек персонала
Эта первая внутриконтинентальная советская станция была открыта 27 мая 1956 г. на поверхности ледникового склона в 375 км от Мирного на высоте 2741 м над уровнем моря. Толщина ледникового покрова в данном месте превышает 2000 м.
Для района, в котором расположена станция Пионерская, характерны постоянные сильные юго-восточные ветры и низкие температуры воздуха в течение всего года.
Средняя годовая температура воздуха - 38 'С, минимальная - 66,8 'С, максимальная - 13 'С. За период работы станции был отмечен только один случай безветрия.
Средняя месячная скорость ветра за это время колебалась от 8,3 до 13 5 м/с, максимальная достигала 32 м/с. Полярная ночь длится с 26 мая по 15 июля.
К моменту открытия станции на ней имелось два щитовых домика, установленных на санях. Пространство между ними было превращено в тамбур, из которого по подснежным ходам можно было попасть в любое помещение станции.
Полом тамбура служили пустые сани. В одном из домиков было оборудовано жилое помещение, во втором - камбуз и кают-компания. Позднее на станции были построены другие служебные и жилые помещения.
В 1956 г. электрогенератор станции приводился в движение бензиновым маломощным двигателем. Впоследствии его заменили два более мощных двигателя. До 1957 г. жилое помещение отапливалось соляровой печью с капельницей, помещение камбуза - дровами и углем.
Пища готовилась на газовой плите. Позднее для обогрева помещений использовались также электрические печи.
Вблизи от станции были оборудованы две взлетно-посадочные полосы.
На станции выполнялись аэрометеорологические, актинометрические, геомагнитные и гляциологические наблюдения.
После окончания работ по программе МГГ станция была закрыта. Личный состав покинул ее 15 января 1959 г. В 1956 г. на станции Пионерская зимовали четыре человека под руководством метеоролога А. М. Гусева, в 1957 г.- пять человек (начальник - гидролог С. А. Павлов).
В 1958 г. коллектив станции, состоявший из шести человек, возглавлял метеоролог Г. М. Силин. В 1959 г. на станции работало пять человек во главе с метеорологом Н. П. Русиным.
В настоящее время сооружения Пионерской находятся в толще ледника под многометровым слоем снега и фирна. Уже в конце 1958 г., когда станция заканчивала свою работу, она была занесена снегом, толщина которого составляла 6 - 8 м.

Cтанция Лазарев.
широта - 690 58', долгота - 120 55' в., от 7 до 11 человек персонала.
Эта станция, носившая имя одного из руководителей Первой русской антарктической экспедиции, была расположена на побережье Земли Королевы Мод (Беper Принцессы Астрид) на шельфовом леднике Лазарева на высоте 24 м над уровнем моря.
Она была единственной длительно действующей советской научной станцией, находившейся на шельфовом леднике.
В районе станции ледник Лазарева перемещается в западном направлении со скоростью около 70 м/год и испытывает вертикальные приливные колебания с амплитудой до 2 м.
Его толщина в данном месте составляет около 140 м, глубина подледного водоема - около 740 м. Средняя годовая температура в районе станции Лазарев - 16 'С, минимальная - 46 'С, максимальная 2,5 'С.
Средняя годовая скорость ветра 9 м/с, максимальная - более 50 м/с. Полярная ночь длится с 24 мая по 19 июля.
Станционные сооружения были размещены на расстоянии 1,3 км от западного края ледника, в его юго-западной части. В 1959 г. был построен комплекс жилых и служебных помещений, объединенных щитовыми и фанерными стенами и перекрытиями.
В начале 1960 г. в связи с расширением объема работ, увеличением штата постоянных сотрудников, а также превращением станции в основную базу полевых исследований, проводившихся на Земле Королевы Мод, было построено еще несколько жилых и служебных помещений, в том числе большой холодный склад, магнитный павильон, холодный крытый двор и др.
На территории станции были поставлены щитовой домик и две палатки КАПО-2 (для размещения сезонников). Поскольку существовала опасность разлома краевой части шельфового ледника, в 9 км к востоку от станции была создана аварийная база.
Здесь была установлена большая палатка, в которой находились передвижная электростанция, портативная радиостанция, а также запасы топлива и продовольствия.
В основном комплексе сооружений, которые вскоре были занесены снегом, находились жилые комнаты, медпункт, кают-компания, совмещенная с камбузом, баня, радиорубка, склады и электростанция с двумя дизель-генераторами мощностью 24 кВт каждый. Обогрев этих помещений осуществлялся с помощью водяного центрального отопления.
Сначала вода нагревалась в электробойлере, впоследствии система отопления была подключена к системе охлаждения дизелей. На станции велись аэрометеорологические, актинометрические, океанологи ческие, гляциологические и геофизические наблюдения. В летние сезоны она служила базой дляпроведения обширных геолого-географических и гляциологических исследований с применением геофизических методов, а также для выполнения аэрофотосъемки.
Действовала станция Лазарев с 10 марта 1959 г. по 26 февраля 1961 г. Решение о ее закрытии было вызвано опасениями, связанными с возможностью разлома шельфового ледника. Однако эти опасения не оправдались.
Несмотря на то что в данном районе существовали скрытые снежными мостами трещины, в 80-е годы станционные сооружения еще оставались целыми.
В 1959 г. на станции Лазарев зимовали 7 человек во главе с географом Ю. А. Кручининым, в 1960 г.- 11 человек под руководством географа Л. И. Дубровина.
После ее закрытия часть оборудования и все приборы были переданы на станцию Новолазаревская.

Станция Русская.
широта - 740 46', долгота - 1360 49' з., от 9 до 22 человек персонала
Она находится в Западной Антарктиде на центральном участке побережья Земли Мэри Бэрд, на берегу Хобса, на высоте 126 м над уровнем моря.
Станционные постройки возведены на выходах скальных пород мыса Беркс, простирающихся с север-северо-востока на юг-юго-запад на протяжении 4 км и достигающих ширины 1 км. Центральная часть нунатака, на котором расположена станция, представляет собой плато, ограниченное на севере и северо-востоке крутыми склонами долин.
На югозападе и западе плато постепенно понижается. На территории станции находятся четыре небольших промерзших до дна озера глубиной до 2 м, которые используются для водоснабжения.
Советские полярники впервые появились в этом районе в 1972 г. во время 17-й САЭ, Участники экспедиции выполнили рекогносцировочные исследования, проводившиеся с целью поиска подходящего места для новой научной станции в Западной Антарктиде.
Работы по созданию станции Русская начались в летний сезон 1979 г. В зимний период в результате сильных ураганов станционные сооружения были почти полностью разрушены, поэтому участникам 26-й САЭ пришлось строить станцию заново.
Как уже говорилось, она была открыта 9 марта 1980 г. На станции ведутся метеорологические и ледово-гидрологические наблюдения.

Станция Ленинградская.
широта - 690 30', долгота - 1590 24' в., от 7 до 19 человек персонала
Эта станция расположена на северном побережье Земли Виктории, известном под названием Берег Отса, на высоте 300 м над уровнем моря.
Над поверхностью прибрежной части ледникового покрова, доходящего до моря Сомова, возвышаются нунатаки - холмы Уилсон. Нунатак, в западной части которого находится станция, сложен гранитами и гнейсами.
Он простирается с востока на запад на расстояние около 1 км и имеет ширину примерно 150 м. Далее к югу высота поверхности ледника резко увеличивается и уже в 50 км от берега превышает 1000 м, Море Сомова в районе станции в течение всего года покрыто дрейфующим льдом.
У берега устанавливается припай, ширина которого к концу зимы достигает 50 - 60 км. Температура воздуха в этом районе, как и на всем побережье Восточной Антарктиды, почти весь год отрицательная.
Только в редкие безветренные летние дни она поднимается выше нуля. Зимой морозы достигают - 30 - 40 'С. Часто бушуют ураганы, сопровождающиеся сильными метелями.
Более полутора месяцев, с конца мая до середины июля, длится полярная ночь и более двух месяцев - полярный день.
Советские исследователи впервые появились здесь во время МГГ, в начале 1958 г. Это были участники 3-й САЭ, которые провели комплексные исследования с борта дизельэлектрохода <Обь> и аэрофотосъемку обширных участков побережья Восточной Антарктиды к востоку от Мирного, в том числе Берега Отса.
Тогда и появились на карте такие советские названия, как ледник Томилина, мыс Третьякова, острова Полярной авиации и др.
Работы по созданию станции на Берегу Отса начались в 1970 г., когда участники 15-й САЭ под руководством начальника экспедиции П. К. Сенько высадились на прибрежный нунатак, расположенный в километре от ледяного берега, поставили на его вершине первый домик и завезли сюда часть оборудования.
Однако завершить строительство станции в тот год не удалось. Оно было закончено участниками 16-й САЭ. На этот раз Ленинградская была снабжена всем необходимым для успешной зимовки и 25 февраля 1971 г. вступила в строй действующих научных антарктических станций.
Сооружения станции построены на свободном ото льда участке на вершине нунатака. Это несколько домов, в которых разместились жилые помещения, кают-компания, медицинский пункт, радиостанция, мастерская, склад и гараж. Электростанция оборудована тремя дизель-генераторами мощностью 72 кВт каждый.
Снабжение Ленинградской осуществляется с помощью экспедиционных судов. Грузы с судов, которые останавливаются в дрейфующих льдах или у кромки припая, как правило, доставляются на станцию вертолетами и самолетами.
На станции выполняются систематические метеорологические, геофизические, гляциологические и океанологические наблюдения, а также медицинские исследования. Ведется прием спутниковой информации.

Станция Оазис.
широта - 660 16' , долгота - 1000 45' в., от 2 до 8 человек персонала.
Станция была открыта участниками 1-й САЭ на расстоянии 370 км от Мирного в оазисе Бангера, расположенном в восточной части побережья Земли Королевы Мэри.
С юго-востока оазис Бангера ограничен крутым склоном материкового ледникового покрова, с юга и запада его окаймляют несколько сливших ся друг с другом выводных ледников, на севере и северо-западе - шельфовый ледник Шеклтона.
Общая протяженность оазиса с юго-запада на северовосток около 50 км, ширина - 20 км. Его поверхность представляет собой чередование крупных сложенных коренными породами холмов (высотой до 200 м) и долин, частично заполненных озерами.
Станция расположена на берегу самого большого в оазисе пресноводного озера Фигурного. Средняя годовая температура воздуха в этом районе - 8,2 'С, максимальная 10 'С, минимальная - 43 'С. Средняя годовая скорость ветра 6 м/с, максимальная - до 56 м/с.
Станция Оазис была открыта 15 октября 1956 г. Имевшиеся на ней служебные и жилые помещения размещались в двух сборно-щитовых деревянных домиках. В них находились аэрологический и метеорологический кабинеты, геофизическая лаборатория, радиостанция, электростанция, каюткомпания, камбуз, жилые комнаты и склад.
Отдельно были расположены сейсмический, аэрологический и магнитный павильоны. Отопление помещений осуществлялось с помощью калориферных печей, в которых сжигались дрова и уголь.
Пища готовилась на газовой плите. Электростанция была оборудована генератором с маломощным бензиновым двигателем.
В 15 км от станции на поверхности ледника располагался аэродром. В летнее время, когда самолеты принимались на взлетно-посадочной полосе этого аэродрома, грузы на станцию доставляли вертолеты. Зимой самолеты совершали посадки на лед озера Фигурного, вблизи от станции.
На станции Оазис проводились аэрометеорологические, сейсмические, геомагнитные и гляциологические наблюдения, а также наблюдения за земными токами и полярными сияниями. Она использовалась также как база для полевых геологических, гляциологических, биологических, гидрологических и физико-географических исследований.
В 1956 г. зимовочный персонал станции состоял из двух человек (начальник - радист-метеоролог П. Д. Селищев). В 1957 г. на ней зимовало семь человек под руководством аэролога Г. И. Пащенко, в 1958 г.- восемь человек во главе с гидрометеорологом Б. И. Имерековым.
17 ноября 1958 г. станция была законсервирована. 23 января 1959 г. она была передана Академии наук Польской Народной Республики.

Станция Новолазаревская.
широта - 700 46' долгота - 110 50' в.
Она расположена на выходах коренных скальных пород в восточной оконечности оазиса Ширмахера. на побережье Земли Королевы Мод (Берег Принцессы Астрид), примерно в 80 км от ледяного берега моря Лазарева, на высоте 99 м над уровнем моря.
К северу от Новолазаревской простирается шельфовый ледник со слабоволнистой поверхностью, с юга подходит склон материкового ледникового покрова, высота поверхности которого уже на расстоянии 50 км от станции достигает 1000 м. У северного края оазиса Ширмахера под шельфовым ледником расположены своеобразные водоемы, соединяющиеся с морем.
Об этом свидетельствуют отчетливо выраженные приливные колебания уровня воды в этих водоемах. Море в данном районе в течение всего года покрыто дрейфующими льдами.
К концу зимы ширина пояса дрейфующих льдов превышает 1,5 тыс. км. Ширина припая к концу зимы достигает 15 - 25 км. Средняя годовая температура воздуха в районе станции - 11 'С, минимальная - 41 'С, максимальная 9,9 'С.
Преобладают ветры юго-восточного направления. Средняя годовая скорость ветра 11 м/с, максимальная - более 50 м/с. Число дней в году со скоростью ветра более 15 м/с - 220. В отдельные (обычно зимние) месяцы таких дней насчитывается до 23 - 25.
В летнее время скорость ветра меньше. Полярная ночь длится около двух месяцев, с 20 мая по 19 июля, полярный день - почти 70 суток, с середины ноября по конец января.
В 1959 - 1961 гг. в этом районе работала станция Лазарев, построенная на шельфовом леднике Лазарева. Из-за угрозы разрушения края ледника она была закрыта, и 18 января 1961 г. начала действовать станция Новолазаревская, которая была расположена в оазисе Ширмахера.
Сооружения станции представляют собой сборные модульные дома из алюминиевых панелей. В них размещаются жилые помещения, кают-компания, склады, радиостанция, научные лаборатории и т. д.
Электростанция оснащена тремя дизель-генераторами мощностью 50 кВт каждый. На Новолазаревской используются тяжелые и средние гусеничные тягачи, тракторы, бульдозеры, автомобильный кран и другие механизмы. Водоснабжение осуществляется из пресноводного озера.
В районе станции на поверхности ледника имеются взлетно-посадочные полосы для самолетов на лыжах и больших межконтинентальных самолетов на колесных шасси. Станция снабжается с помощью экспедиционных судов, которые подходят к ледяному берегу у западной кромки шельфового ледника Лазарева и швартуются у мыса Острого или на припае.
Грузы на станцию доставляют санно-гусеничные поезда, а также вертолеты и самолеты. На станции Новолазаревская выполняется комплекс аэрометеорологических, геофизических, гляциологических и океанологических наблюдений, ведутся медицинские исследования. Она служит базой для полевых маршрутных исследований в прилегающих районах материка.

Пролив Лемейр - узкий канал между Антарктическим полуостровом и островом Бут. Это одно из самых популярных мест посещения. Вид огромных сверкающих ледяных утесов, падающих в море, и плавающих айсбергов на фоне неповторимого антарктического неба Вас просто поразит. Это место считается самым фотографируемым.

Наверх

*Дайвинг места:

Для подводных погружений, включая ночные, дайвер должен иметь подходящую квалификацию и не менее 100 зарегистрированных погружений.
Особенно интересны погружения под лед шельфовых ледников или внутренних озер.

McMurdo Sound (долгота 165╨00ƒE; широта 77╨30ƒS)
56-метровый залив, лежащий на пересечении моря Росса (Ross Sea), шельфового ледника Росса (Ross Ice Shelf), между островами Росса (Ross Island) и Victoria Land в антарктическом материке.
Отдаленность: 3,864 км на юг от Christchurch и Новой Зеландии, 1,360 км на север от Южного полюса.

McMurdo - был обнаружен Капитаном Джеймсом Кларком Россом в феврале 1841 и получил название в честь лейтенанта Арчибальда Макмурдо. McMurdo и Ross Island служили своеобразным входом для ранних исследовательских групп. Здесь же находится одноименная американская исследовательская станция (в южном конце острова).

Ross Island
Местоположение: восточная часть McMurdo
Остров вулканического происхождения с многочисленными изломами и трещинами. Наивысшая точка - 3 795 м– гора Эребус–самый южный действующий вулкан на земле.

Дайв-сайты Ross Island расположены вдоль береговой линии.

Животный и растительный мир
Для антарктических вод характерно немногочисленное семейство белокровных рыб, отличающихся бесцветной кровью из-за почти полного отсутствия в ней эритроцитов и гемоглобина.

Океан является местообитанием некоторых видов тюленей, главным образом тюленя-крабоеда, тюленя Уэдделла, морского слона, морского леопарда (живущих в море, а размножающихся на суше или на льду), рыб и китов.


Наверх

*Связь:

Код страны - 672

Наверх

*Визы и оформление:

Для посещения территории Антарктиды виза не требуется. Однако необходимо иметь загранпаспорт и визы для стран, через которые Вы следуете в Антарктиду.

Наверх

*Посольство:

Посольства тех стран, через которые Вы следуете в Антарктиду

Наверх

 


 

 


Rambler's Top100 Экстремальный портал VVV.RU WebDive. Top100
Мультиварки-скороварки в Интернет магазине "Мама-Повар"
Художественная Школа для Взрослых г.Тюмень
Idea: Dali; Design: Nata; Html and Programming: Redwire;
© Дайвинг Клуб "Морской Ёж", Россия, Тюмень, 2008 г.